Становление и развитие сберегательного дела в России

Информация » Становление и развитие сберегательного дела в России

Страница 2

Родоначальником сберегательного дела в России считается Е.Ф. Канкарин, возглавляющий Министерство финансов в 1824-1844 гг Он способствовал разработке и подписанию в октябре 1841 г. Николаем I первого Устава сберегательных касс и учреждению первых сберегательных касс: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, а несколько позже и в Одессе.

Первые два десятилетия существования этих сберегательных институтов не стали периодом значительного их развития (при этом деятельность уставных сберкасс оставалась незначительной и малопривлекательной не только в силу организационных недочетов – малой распространенности и бюрократизации, но и конкуренции собственно банков, среди которых Заемный банк и сами Приказы общественного призрения также могли наравне со сберкассами принимать и самые мелкие суммы).

Процесс распространения этих учреждений после 1849 г. был прекращен, а сумма вложенных вкладчиками денег увеличивалась очень медленно. Положение стало постепенно меняться лишь после ликвидации крепостного права и с принятием первого варианта нового Устава в 1862 г. – с этого момента, на мой взгляд, начинается второй этап в развитии сберегательного дела в России.

Выделение данного этапа в развитии российского сберегательного дела предопределили радикальные преобразования эпохи «великих реформ» 1860-х гг., коренным образом изменивших облик России, одним из которых явилась и «реорганизация кредитной системы страны».

Период с 1862-1864 гг. стал временем реформы Устава сберкасс, который был утверждён и подписан Александром II 16 октября 1862 г. и, одновременно, временем принятия Положения о городских (муниципальных) банках, при которых с 1864 г. разрешалось открывать и сберегательные учреждения. По Уставу, сберкассы были переданы в полное ведение Министерства финансов, при этом управление кассами было возложено на Государственный банк под наблюдением Министерства финансов.

С введением в действие нового Устава в 1862 г., обе столичные кассы – Санкт-Петербургская и Московская кассы – сохранялись (с остатком денежных средств на сумму 8,5 млн. руб.) и переходили в подчинение Государственного банка. Причем все губернские сберегательные учреждения (городские (муниципальные) сберегательные учреждения) подлежали ликвидации, а взносы вкладчиков – возврату. Самым сложным временем для сберкасс и, соответственно, для развития сберегательного дела, в этот период оказались первые два десятилетия пореформенного периода, когда общая сумма вкладов не только не возрастала, но неуклонно сокращалась.

Последующее десятилетие стало для отечественных сберегательных учреждений переломным, так в 1880-е и 1890-е годы коренным образом изменилось место и значение касс в жизни государства. Развитие сберкасс в этот период было основано на предоставлении клиентам различного рода новых услуг: кассы стали принимать вклады на имя детей, выдавать сбережения умерших клиентов их наследникам, переводить средства их одной кассы в другую. В 1888 г. кассы впервые начинают работать с юридическими лицами, в частности, был разрешен прием средств на сумму свыше 1 тыс. руб. от церквей и монастырей и за счет штрафных капиталов предприятий, которые по закону 1887 г. должны были расходоваться на нужды самих рабочих. Общее количество юридических лиц, имевших счета в сберкассах за период с 1888-1895 гг., не превышало более 8% всего состава вкладчиков.

При Александре III наметилось реальное стремление правительства к расширению сберегательного дела и развитию российской сберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всех губернских и уездных казначействах и в важных торгово-промышленных центрах страны. При этом государственная политика в организации сбережений сводилась «к мобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшем использовались государством с целью облегчения конверсий внутренних государственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Опцион эмитента на акцию
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» опцион эмитента - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств опред ...

Правила приобретения полиса «Зелёная карта»
При выезде за границу наличие «Зеленой карты» является обязательным требованием. Стоимость полиса рассчитывается согласно тарифным сеткам, которые утверждены МТСБУ. Стоимость полиса «Зеленая карта» зависит от: § страны посещения, § ти ...

Направления совершенствования системы оценки показателей банков Центробанком
Оценка экономического положения кредитных организаций Центробанком имеет значение прежде всего для государственных органов. Внешние же наблюдатели, пользователи отчетности нередко прибегают к общедоступным рейтингам, рэнкингам различных с ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru