Становление и развитие сберегательного дела в России

Информация » Становление и развитие сберегательного дела в России

Страница 5

- приобретение ценных бумаг по поручению клиентов касс;

- услуги по переводу вкладов в другие сберегательные учреждения;

- предоставление ссуд и другие операции.

Клиенты, имевшие вклады в кассах, делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридические лица).

Число вкладчиков в рассматриваемый период увеличивалось весьма неравномерно. Так, если до 1903 года наблюдалось постоянное увеличение и приток числа клиентов, то в 1905 году из-за политической нестабильности в стране рост организованных сбережений был прерван. Уже на протяжении 1906-1909 гг. ситуация несколько изменилась, темп прироста денежных сбережений и количества сберегательных книжек был невелик. Так, прирост сберегательных книжек в 1909 г. составил 350 тыс., 677 тыс. в 1906 г. и 545 тыс. в 1907 г.

За первое десятилетие после принятия Устава 1895 г. вклады возросли на 119%, а по отдельным районам – от 113 до 192%: в Сибири – на 192%, в Средней Азии – на 162%, в Европейской России и на Кавказе – на 113%. Средняя сумма вкладов на одного жителя Российской империи возросла на 189%, а средняя сумма вклада на одну сберегательную книжку колебалась – наименьший размер вклада был в 1900 г. и составил 78 руб., а наибольший – в 1915 г. и составил 236 руб.

В составе вкладчиков по роду их занятий, на протяжении всего дореволюционного периода значительных изменений не произошло. Оценивая количественный и качественный состав действующих на данном этапе сберегательных учреждений, то, наряду со столичными кассами, кассами при учреждениях Государственного банка, при казначействах и др., в 1900-1902 гг. открылись кассы при станциях казенных и частных железных дорог. Их значение заключалось в том, что наряду с почтово-телеграфными, железнодорожные кассы дали возможность приблизить сберегательные операции к населению тех местностей, которые были значительно удалены от городских центров. В 1902 г. были введены сберкассы на судах военного флота и при казенных винных складах, но на практике таких касс действовало мало. В целях развития и популяризации сберегательной идеи с начала 1900-х гг. учреждались кассы при низших и средних школах, заведовали которыми представители учительского коллектива.

За семь последних лет перед I мировой войной произошел громадный сдвиг в развитии сети сберегательных учреждений и масштабе их операций. Сеть сберегательных учреждений к 1914 году состояла из 1026 центральных касс с 1286 отделениями (при учреждениях Госбанка, казначействах, управлениях железных дорог), 5964 почтово-телеграфных касс, 111 фабрично-заводских и 166 волостных касс. С конца 1916 г. было открыто около 2000 приходских сберкасс под руководством приходского духовенства.

Защита и сохранение сбережений населения, хранящихся в государственных сберегательных кассах - были приоритетом государственной сберегательной политики этого этапа. Так, 30 мая 1905 года был принят закон "Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс", в котором предусматривалось страхование доходов и капиталов сберегательными учреждениями по желанию клиентов. Сберкассы приступили к страховым операциям с февраля 1906 г. Операции по страхованию для сберегательных касс ограничивались следующими видами:

1. Страхование вкладов на случай внезапной смерти до 5 тыс. руб.

2. Страхование пенсий размером до 600 руб. в год.

Всего страхованием к 1.01.1916 г. занимались более 7,5 тыс. касс почти из 10 тыс. Процесс развития этого вида услуг шел достаточно медленно и до первой мировой войны не приобрел широкого распространения.

Сберкассы носили статус государственных учреждений. Регулирование создание сберегательных касс и их операционной деятельности является основным направлением сберегательной политики государства. Это связано, с тем, что "стекавшиеся" в фонды сберкасс денежные средства населения и предприятий, играли одну из ведущих ролей в организации и поддержании государственного кредитования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Социальное страхование в Швеции
Социальное страхование – это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фон ...

Основные направления повышения эффективности управления банковскими услугами
Важным этапом создания и реализации банковской услуги является обеспечение эффективности. Банковская услуга должна быть построена таким образом, чтобы в процессе восприятия, общения и исполнения клиент получил экономический и моральный эф ...

Двойное страхование и его последствия
В страховой практике встречаются случаи неоднократного страхования, имеет место если страхуется один и тот же интерес против одной и той же опасности, в течение одного и того же времени в нескольких страховых компаниях. Неоднократное стра ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru