Негосударственные пенсионные фонды

Информация » Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования » Негосударственные пенсионные фонды

Проведение пенсионной реформы в Российской Федерации, составной частью которой должно быть развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, является одной из первоочередных задач на сегодняшний день.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. ¹ 790 была одобрена Концепция реформу системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основным направлением реформирования системы пенсионного обеспечения является создание трехуровневой системы. Первый уровень будут составлять базовые пенсии; второй уровень — трудовые пенсии, в основу которых положен страховой принцип и, наконец, третий уровень — негосударственные пенсии. Кардинальный пересмотр нынешней пенсионной системы будет заключаться именно в развитии негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных пенсионных программ отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Предполагается развитие обеих форм.

Развитие негосударственных пенсионных фондов в России происходит достаточно быстрыми темпами. Их возникновению положил начало Указ Президента Российской Федерации ¹ 1077 от 16 сентября 1992 г. Однако указ только обозначил легитимность существования таких институтов, как негосударственные пенсионные фонды, и он до сих пор остается единственным основным нормативным актом в данной сфере. В соответствии с указом пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного обеспечения. Учредителями пенсионных фондов могут быть как юридические, так и физические лица. Размещением пенсионных активов фондов занимаются специализированные управляющие компании.

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. ¹ 730 и от 17 ноября 1994 г. ¹ 1266 была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации — государственный орган по контролю за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Одним из основных инструментов государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами является ее лицензирование в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. ¹ 792.

По данным Инспекции НПФ, на 1 января 1997 года 257 негосударственных пенсионных фонда и 142 компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов получили лицензию на право заниматься этими видами деятельности. Всего регистрацию учредительных документов в Инспекции НПФ прошло 480 негосударственных пенсионных фондов. В 63 субъектах Российской Федерации было зарегистрировано в 1993—1995 годах более 800 юридических лиц, называющихся НПФ.

На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды находятся на начальной стадии своего становления. Основными проблемами, стоящими на пути их развития, являются следующие:

• отсутствие законодательной базы в области негосударственного пенсионного обеспечения;

• отсутствие разработанных комплексных мер по финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и защите их участников;

• отсутствие налоговых льгот как для вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, так и для самих фондов;

• отсутствие долгосрочных ценных бумаг.

Таким образом, в целях урегулирования деятельности НПФ прежде всего необходимо установить законодательные рамки их функционирования, что возможно сделать посредством принятия федерального закона. Кроме того, должны быть разработаны меры по комплексной защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. И наконец, чтобы дать толчок развитию цивилизованного рынка НПФ, с одной стороны, должна быть создана система мер по стимулированию их деятельности (налоговые льготы и т. д.), а с другой стороны, необходимо жесткое регулирование деятельности фондов и их управляющих компаний со стороны государственных органов (регистрация, лицензирование и постоянный контроль за деятельностью НПФ и управляющих компаний).

Другое по теме:

SWIFT сегодня в международной практике
Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковских сообщений осуществляются только оперативная пересыл ...

Правила записи по счетам бухгалтерского учета
Рассмотрим порядок функционирования различных видов счетов. АКТИВНЫЕ СЧЕТА Для примера возьмем активный счет, без которого не обходится деятельность ни одного юридического лица: счет ¹ 51 “Расчетный счет”. Этот счет активный, так к ...

АС Сберкарт
Микропроцессорная карта АС СБЕРКАРТ (далее - карта) представляет собой банковскую карту со встроенной микросхемой и нанесенным логотипом Сбербанка России (далее - Банка) и/или товарным знаком «СБЕРКАРТ». Карта защищена от несанкционирова ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru