Полномочия и ответственность Банка России

Информация » Структура банковской системы страны » Полномочия и ответственность Банка России

Страница 3

членов Совета директоров Банка России назначает на должности и досрочно освобождает от должностей Дума;

2. Высшим органом управления Банка России является коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 других членов.

Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года. Кандидатуру на эту должность Президент представляет не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае дос­рочного освобождения от должности Председателя Президент представляет канди­датуру на эту должность в 2-недельный срок с момента освобождения. Если канди­датура, предложенная на должность Председателя, отклонена, то Президент в тече­ние 2-х недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более чем 2 раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3-х сроков подряд[5].

Дума по представлению Президента может освободить Председателя Банка Рос­сии от должности только в случаях, если: истек срок его полномочий; он не в состоянии исполнять свои служебные обязанности (что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии); он сам подал заявление об отставке; совершил уголовно наказуемое деяние (должно быть установлено всту­пившим в законную силу приговором суда); нарушил федеральные законы, регули­рующие деятельность Банка России.

Остальных членов Совета директоров назначает на должности тоже Дума (и также на 4 года), но по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. Освобождаются они от должностей в несколько ином порядке: если истек срок их полномочий, то их увольняет Председатель, если этот срок не истек, то требуется решение Думы (по представлению Председателя ЦБ).

Во втором аспекте ответственности Центрального банка

Дума:

- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участи­ем его представителей;

- 2 раза в год заслушивает доклад Председателя Банка России о деятельно­сти ЦБ (при представлении годового отчета и Основных направлений еди­ной государственной денежно-кредитной политики);

- определяет аудиторскую фирму для проведения ежегодной аудиторской проверки Банка России;

Банк России:

- ежегодно не позднее 1-го октября представляет в Думу (а также Президенту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее 1-го декабря — окончательный вариант этого документа. «Основные направления .» должны включать в себя: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основ­ные ориентиры, параметры и инструменты намечаемой денежно-кредитной политики. Дума рассматривает документ и принимает решение;

- ежегодно не позднее 15-го мая представляет Думе свой годовой отчет (утвержденный Советом директоров), в который входят:

1) отчет о деятельности ЦБ, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платеж баланса РФ, а также перечень мероприятий в части государственной денежной и кредитной политики, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли. При этом Банк России обязан перечислить в федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года балансовой прибыли только после утверждения отчета Советом директоров. Оставшуюся прибыль Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения;

3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

Дума направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту, правительству (для заключения), рассматривает его сама и принимает решение. Отчет публикуется не по­зднее 15 июля года, следующего за отчетным;

- ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

Таким образом, в ключевом вопросе разработки денежной и кредитной полити­ки ответственность ЦБ РФ явно невысока: он всего лишь представляет Думе «Основные направления .», а Дума ограничивается лишь рассмотрением указанного важ­нейшего для экономики страны документа и принимает решение, которое в прин­ципе никого ни к чему не обязывает. Оборотной стороной этого является то, что федеральная исполнительная власть, как показывает опыт последних лет, может побудить руководство ЦБ «переписать» основные положения денежно-кредитной политики, даже если это совсем не улучшает содержание документа.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Новые продукты на страховом рынке Австралии
Настоящий параграф курсовой работы дает общее представление о трех новых продуктах {видах страхования), которые компания взаимного страхования «Avstral-Principal» начала применять 3—4 года тому назад. Это долгосрочное страхование по медиц ...

Российская система страхования вкладов
Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением ...

Кредитно – денежная политика Центрального Банка
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием пер ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru