Вопросы совершенствования социального страхования в стране

Информация » Социальное страхование на территории Республики Беларусь » Вопросы совершенствования социального страхования в стране

Страница 2

В прогнозируемом периоде предусматривается:

укрепление страховых принципов пенсионного обеспечения;

установление тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента.

рост реальной средней пенсии по возрасту в 2006-2010 гг. должен быть сопоставим с темпами роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Индекс изменения средней пенсии по возрасту в 2010 г. по отношению к 2005 г. должен составить 1,4-1,7 раза.

минимальный размер пенсии по возрасту превысит прожиточный минимум пенсионера.

Несмотря на последние позитивные преобразования в области пенсионного обеспечения, пенсионной системе республики присущ ряд негативных моментов, главным из которых является низкий уровень пенсий с точки зрения их покупательной способности, что не может удовлетворить ни государство, ни большинство их получателей.

Пенсионные системы, основанные на принципе социальной солидарности и выплаты пенсий за счет текущих поступлений (а именно такая система построена в Республике Беларусь), чрезвычайно зависимы от изменения таких показателей, влияющих на объем собираемых страховых взносов, как доходы экономически активного населения, численность занятых в экономике, численность плательщиков страховых взносов, тариф страховых взносов и другие.

Серьезным экономическим фактором, сказывающимся на финансовых возможностях Фонда социальной защиты населения и, соответственно, на уровне пенсионного обеспечения, является сокращение численности занятых в экономике. В связи с процессами реструктуризации экономики за период с 1990 года в республике численность занятых снизилась на 13,2% при росте числа пенсионеров за этот период на 12,2%. Сегодня на 100 пенсионеров приходится 165 занятых, в то время как в 1990 году это соотношение составляло 100 к 218.

На уровне доходности Фонда социальной защиты населения сказывается также изменение структуры денежных доходов населения: удельный вес оплаты труда (а именно она является базой для начисления страховых взносов, за счет которых выплачиваются пенсии) снизился с 1990 года почти на четверть. В то же время в структуре доходов населения доля поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других увеличилась.

Имеются проблемы и с задолженностью субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов. Наибольший удельный вес в просроченной задолженности занимают долги предприятий Министерства промышленности и Министерства сельского хозяйства и продовольствия (соответственно 45% и 36%).

Органами Фонда социальной защиты населения в 2000 году проведена работа по списанию пени, начисленной организациями агропромышленного комплекса за несвоевременное внесение платежей. В условиях инфляции это прямые потери для Фонда социальной защиты населения и, конечно же, самих застрахованных и пенсионеров.

На эти проблемы наслаиваются демографические проблемы, выражающиеся в деформации возрастной структуры населения в сторону его старения, т.е. увеличения доли лиц старше пенсионного возраста и сокращении доли детей. В структуре населения республики дети составляли в 1990 году 24,5% всего населения, сегодня - 21,4%. Как видим, потенциальный резерв экономически активного населения уменьшается, а доля пожилых людей соответственно растет (в 1959 году - 13,5%, в 1990 году - 19,9%, в настоящее время - 21,3%, по прогнозам к 2015 году она составит 23,4%).

Нельзя также преуменьшать и значение причин, негативно влияющих на уровень пенсий, которые находятся внутри пенсионной системы. Это - не всегда обоснованное предоставление права на досрочные пенсии; высокая "нестраховая" нагрузка за счет установления надбавок к пенсиям отдельным категориям пенсионеров из страховых средств (что противоречит самой природе социального страхования); зачет в трудовой стаж для определения размера пенсии периодов, когда не уплачивались страховые взносы без соответствующего финансового обеспечения этих периодов; одновременная выплата заработной платы и пенсии и другие.

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического р ...

Особенности социального страхования
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. [22, с. 5] Обоснованная ...

Кредитные продукты ВТБ-24 для предприятий и индивидуальных предпринимателей
«ВТБ 24» (закрытое акционерное общество) образован на базе «Гута-банка», не выдержавшего межбанковского кризиса 2004 года и выкупленного Внешторгбанком (ныне «ВТБ») при активном участии Банка России. В 2005 году «Гута-банк» переименован в ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru