Вопросы совершенствования социального страхования в стране

Информация » Социальное страхование на территории Республики Беларусь » Вопросы совершенствования социального страхования в стране

Страница 2

В прогнозируемом периоде предусматривается:

укрепление страховых принципов пенсионного обеспечения;

установление тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента.

рост реальной средней пенсии по возрасту в 2006-2010 гг. должен быть сопоставим с темпами роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Индекс изменения средней пенсии по возрасту в 2010 г. по отношению к 2005 г. должен составить 1,4-1,7 раза.

минимальный размер пенсии по возрасту превысит прожиточный минимум пенсионера.

Несмотря на последние позитивные преобразования в области пенсионного обеспечения, пенсионной системе республики присущ ряд негативных моментов, главным из которых является низкий уровень пенсий с точки зрения их покупательной способности, что не может удовлетворить ни государство, ни большинство их получателей.

Пенсионные системы, основанные на принципе социальной солидарности и выплаты пенсий за счет текущих поступлений (а именно такая система построена в Республике Беларусь), чрезвычайно зависимы от изменения таких показателей, влияющих на объем собираемых страховых взносов, как доходы экономически активного населения, численность занятых в экономике, численность плательщиков страховых взносов, тариф страховых взносов и другие.

Серьезным экономическим фактором, сказывающимся на финансовых возможностях Фонда социальной защиты населения и, соответственно, на уровне пенсионного обеспечения, является сокращение численности занятых в экономике. В связи с процессами реструктуризации экономики за период с 1990 года в республике численность занятых снизилась на 13,2% при росте числа пенсионеров за этот период на 12,2%. Сегодня на 100 пенсионеров приходится 165 занятых, в то время как в 1990 году это соотношение составляло 100 к 218.

На уровне доходности Фонда социальной защиты населения сказывается также изменение структуры денежных доходов населения: удельный вес оплаты труда (а именно она является базой для начисления страховых взносов, за счет которых выплачиваются пенсии) снизился с 1990 года почти на четверть. В то же время в структуре доходов населения доля поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других увеличилась.

Имеются проблемы и с задолженностью субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов. Наибольший удельный вес в просроченной задолженности занимают долги предприятий Министерства промышленности и Министерства сельского хозяйства и продовольствия (соответственно 45% и 36%).

Органами Фонда социальной защиты населения в 2000 году проведена работа по списанию пени, начисленной организациями агропромышленного комплекса за несвоевременное внесение платежей. В условиях инфляции это прямые потери для Фонда социальной защиты населения и, конечно же, самих застрахованных и пенсионеров.

На эти проблемы наслаиваются демографические проблемы, выражающиеся в деформации возрастной структуры населения в сторону его старения, т.е. увеличения доли лиц старше пенсионного возраста и сокращении доли детей. В структуре населения республики дети составляли в 1990 году 24,5% всего населения, сегодня - 21,4%. Как видим, потенциальный резерв экономически активного населения уменьшается, а доля пожилых людей соответственно растет (в 1959 году - 13,5%, в 1990 году - 19,9%, в настоящее время - 21,3%, по прогнозам к 2015 году она составит 23,4%).

Нельзя также преуменьшать и значение причин, негативно влияющих на уровень пенсий, которые находятся внутри пенсионной системы. Это - не всегда обоснованное предоставление права на досрочные пенсии; высокая "нестраховая" нагрузка за счет установления надбавок к пенсиям отдельным категориям пенсионеров из страховых средств (что противоречит самой природе социального страхования); зачет в трудовой стаж для определения размера пенсии периодов, когда не уплачивались страховые взносы без соответствующего финансового обеспечения этих периодов; одновременная выплата заработной платы и пенсии и другие.

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Динамика развития страхового рынка РФ за 2005-2008 г
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 – 869 страховых организаций). В рамках отчетности 1-С "Сведения об основных показателях ...

Доходность и прирост капитала
Принцип оценки потенциальной финансовой прибыли от акций точно такой же, как и для облигаций, т. е. доход от дивидендов (аналогично процентам по облигациям) и прирост капитала зависят от изменения цены. Однако на этом сходство заканчивает ...

Органы управления банком
Система управления коммерческим банком строится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru