Основные принципы ведения бухгалтерского учета

Информация » Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования » Основные принципы ведения бухгалтерского учета

Страница 1

Основным принципом бухгалтерского учета, обеспечивающим основное балансовое равенство и позволяющим избегать как арифметических, так и смысловых ошибок, является принцип двойной записи. Он состоит в том, что каждая хозяйственная операция, совершаемая предприятием, подлежит отражению в одной и той же сумме одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: по дебету одного из них и по кредиту другого из них.

Таким образом, каждая хозяйственная операция может быть записана в бухгалтерском учете следующим образом:

Дата совершения операции

Дебет некоего счета

Кредит некоего счета

Сумма операции

Номер документа, на основании которого совершена операция

Эти пять позиций — дата, сумма, номер документа и пара счетов — вместе называются бухгалтерской проводкой. Пара счетов, участвующих в проводке, называется корреспонденцией счетов, счета называются корреспондирующими друг с другом. Каждую финансово-хозяйственную операцию можно записать бухгалтерской проводкой или несколькими проводками. Грамотный бухгалтер по виду операции всегда может сказать, какими проводками она описывается, то есть какая корреспонденция счетов (или несколько корреспонденций счетов) соответствует этой операции. И наоборот, по бухгалтерской проводке (т. е. по корреспонденции счетов) можно установить, какую хозяйственную операцию она описывает.

В бухгалтерской практике все пять позиций бухгалтерской проводки являются обязательными для полноценного отражения операций. Ссылка на номер оправдательного документа также является обязательной. В качестве оправдательной документации выступают юридические документы — договоры, акты приема-сдачи, дополнительные соглашения, поручения и пр., а также платежные документы — чеки, счета, приходные и расходные ордера, платежные поручения и пр. Бухгалтерские операции, совершенные без оправдательных документов, не имеют законной силы, а бухгалтерский баланс, составленный на основе таких необоснованных операций, не может быть признан реальным и не подтверждается аудитором.

В дальнейшем при записи бухгалтерских проводок мы часто не будем указывать дату совершения операции, номер оправдательного документа. и даже иногда сумму операции, так как мы рассматриваем общие случаи совершения операций, не требующие излишней конкретизации. Таким образом, для целей дальнейшего изложения понятие бухгалтерской проводки будет более или менее совпадать с понятием “корреспонденция счетов”, так как именно она будет интересовать нас для правильного отражения финансово-хозяйственных операций.

Все бухгалтерские проводки можно условно разделить на четыре группы.

1-я группа

Проводки, описывающие операции, связанные с изменением структуры имущества предприятия (активов предприятия).

Во всех проводках этой группы по дебету будет стоять активный счет (или активно-пассивный счет с дебетовым остатком), и по кредиту также будет стоять активный счет (или активно-пассивный счет с дебетовым остатком):

Дебет (Д-т) активного счета

Кредит (К-т) активного счета

Таким образом, остаток одного из активных счетов по результатам такой операции увеличивается, остаток другого, напротив, уменьшается, что означает замену одного вида имущества другим — реструктуризацию имущества.

Пример; приобретение акций за безналичные денежные средства.

Д-т 06 “Долгосрочные финансовые вложения”

К-т 51 “Расчетный счет”

на сумму, затраченную на приобретение акций (т. е. стоимость пакета акций).

Дебетуя активный счет ¹ 06 (где отражаются вложения в ценные бумаги долгосрочного характера, в том числе акции), мы показываем приходную операцию по этому счету — поступление в состав имущества предприятия купленных акций. Кредитуя активный расчетный счет ¹ 51 (где отражаются безналичные денежные средства в рублях РФ), мы показываем расходную операцию по этому счету — перечисление денежных средств в оплату акций.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у пл ...

Порядок реализации страховых услуг по комплексному страхованию сборным командам и баскетбольным клубам
Комплексное решение вопроса страхования баскетболистов является наиболее оптимальным как в плане быстрейшего и полного восстановления рабочих кондиций спортсмена, так и в плане минимизации финансовых затрат на его лечение, реабилитацию и ...

Банковский кризис в России: причины, последствия кризиса банковской системы
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязате ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru