Операции с иностранной валютой являются объектом валютного контроля. Основным нормативно–правовым документом, регулирующим отношения на валютном рынке в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003года №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Этим Законом на резидентов РФ возлагается обязанность обеспечения своевременного поступления экспортной выручки при осуществлении экспортной внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором.
Целями валютного контроля являются:
●обеспечение соблюдения норм валютного законодательства и валютного регулирования всеми участниками внешнеэкономической деятельности; ●приостановление оттока капитала из страны;
●пополнение валютных резервов страны.
Объектами валютного контроля являются:
1- поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;
2- обоснованность платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
3- совершения бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
4- Рублевые расчеты резидентов с нерезидентами при осуществлении экспортных и импортных операций.
Органами и агентами валютного контроля являются:
●Центральный банк
Российской Федерации (ЦБ РФ) осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций, а также валютных бирж.
●Правительство РФ
выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти–органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов, как агентов валютного контроля, с Банком России.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти, таможенные органы .
В соответствии с федеральными законами агенты валютного контроля осуществляют контроль:
●за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями;
●за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, полученных от ЦБ РФ;
●проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.
Коммерческие банки, которые получили лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций, автоматически становятся уполномоченными банками и выступают как агенты валютного контроля, непосредственно контролирующие деятельность участников внешнеэкономической деятельности–клиентов банка. Уполномоченные банки полностью подотчетны всем органам валютного контроля и в первую очередь ЦБ РФ. На уполномоченные банки прежде всего возложен контроль за законностью проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной собственности.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Другое по теме:
Оценка основных проблем связанных с порядком
исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
Из-за отмены ЕСН с 2010 возникнут трудности с зачетом переплат по ЕСН. Ведь администратором страховых взносов с 2010 года будут внебюджетные фонды, а переплатами по единому социальному налогу за прошлые годы продолжат заниматься налоговик ...
Источники страхового права
В России, как и в некоторых западных странах (например, в Германии), формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:
•Гражданский и Налоговый кодексы;
•специальные законы о страховой деятельности;
•нормативные акты ...
Проблемы и кризисные явления кредитования в
экономике страны
Система ипотеки подразумевает экономическую и юридическую подсистемы (составляющие). Несмотря на ее интернациональный характер, ипотека в разных странах имеет свое место и смысл. Поэтому в каждой стране действует свое специфическое законо ...
Сущность денег