Специфика M&A-сделок в российском банковском секторе неразрывно связана с последующей судьбой целевого банка после завершения сделки. Многие региональные банки либо вовсе прекращают свое существование, становясь частью материнской компании (преобразование купленного банка в филиал), либо продолжают функционировать как дочерние банки материнской финансовой структуры в рамках единой банковской группы. То, что произойдет с поглощенным банком после завершения сделки, зависит прежде всего от целей M&A-сделки и желания материнского банка инвестировать в дальнейшем в купленный банк для обеспечения его устойчивого развития.
Иногда происходит полное заимствование клиентской базы купленного банка материнским. Это означает ее практически полное исчезновение у приобретенной кредитной организации. Одновременно осуществляется переход на баланс покупателя наиболее ценных и способных генерировать доходы активов купленного банка, "перетаскивание" квалифицированных кадров. Поскольку финансовые средства не направляются ни на модернизацию бизнеса приобретенного банка, ни на продвижение его бренда, то со временем банк-цель становится нефункционирующей кредитной организацией, разве что с действующими лицензиями ЦБ РФ. Наиболее ярким примером банка, осуществляющего такую стратегию, является МДМ-банк. За короткий срок он сумел существенно увеличить свои активы за счет перевода клиентской базы из поглощенных средних и крупных по российским меркам банков, одновременно обеспечив их дальнейший упадок и продажу некоторых из них по бросовой цене. Так, МДМ-банк приобрел в конце 2000 г. Конверсбанк, в 2001 г. - Петровский народный банк (ныне МДМ-банк Санкт-Петербург), в 2002 г. - Инкасбанк и Уралсибсоцбанк (сейчас МДМ-банк Урал), входившие на момент покупки в число 100 крупнейших российских банков. Конверсбанк и Инкасбанк уже проданы, а банк Петровский и Уралсибсоцбанк преобразованы, причем масштабы бизнеса всех банков резко упали.
Вместе с тем в российской практике слияний и поглощений есть и примеры того, когда приобретаемый банк становился органической частью банка-приобретателя. При этом M&A-сделка давала дополнительный импульс дальнейшему развитию обоих банков, но уже под одним брендом. Реализация стратегии укрепления бизнеса приобретаемой кредитной организации более вероятна в тех случаях, когда банк-покупатель и целевой банк имеют разную специализацию или когда поглощаемая структура обладает известным на рынке брендом. Так получилось с банком "Уралсиб". Сначала инвестиционно-банковская группа "НИКойл" приобрела Автобанк в 2002 г., мотивом покупки которого послужили хорошие тогда позиции в банковской рознице. Далее последовала покупка "НИКойлом" банковской группы "Уралсиб". В результате сейчас, реализуя последовательную политику по покупке банков-целей, "Уралсиб" сумел стать по совокупным банковским активам, рентабельности банковского собственного капитала, величине кредитного портфеля и другим показателям одним из лидеров российского финансового рынка.
Еще одним примером укрепления бизнеса приобретенного банка является сделка между Росбанком и финансовой группой ОВК, возникшей на основе СБС-АГРО. Первоначально было объявлено о слиянии Росбанка и ОВК. Однако фактически произошли покупка и перевод бизнеса ОВК в Росбанк. Реализовав намеченное, Росбанк сумел стать одним из лидеров розничного кредитования в России.
Спецификой российских банковских слияний и поглощений является также и то, что большинство из них являются горизонтальными. Причем в практике российских слияний и поглощений кредитных организаций можно выделить только несколько сделок по слиянию, например объединение Еврофинанса и Моснарбанка, а также ММБ и Банка Австрия Кредитанштальт Россия (БАКАР). Все остальные сделки носили характер поглощения. Иногда заключаются сделки и конгломератного типа, когда происходит объединение коммерческих банков с инвестиционными институтами и страховыми компаниями. К их числу можно отнести осуществленную в 2002 г. сделку по слиянию Росбанка с инвестиционным банком МФК.
Другое по теме:
Виды банков и организационно-экономические основы их
функционирования
Согласно действующему законодательству в Российской Федерации банки могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяйственного общества.
По организационным формам различают акционерные банки, банки, созданные как общест ...
Общая характеристика страхового рынка
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы п ...
Регулирование страховой деятельности. Анализ антикризисных мер в регулировании
В США существует особое законодательное регулирование страхового бизнеса. Дело в том, что каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального закона о страховании и единого федерально ...
Сущность денег