Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен) и принцип компромисса между эффективностью и справедливостью, между государственным управлением и рыночным механизмом.
В настоящее время в Республике Беларусь принят ряд законов, а также указов Президента Республики Беларусь, определяющих правовое поле для формирования системы социальной защиты населения: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении граждан», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственном социальном страховании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «Об индексации денежных доходов населения с учетом инфляции», «О соглашениях и коллективных договорах», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь» и другие. Практическая реализация принятых законов и указов позволила приступить к построению в республике системы социальной защиты населения в условиях формирования рыночных отношений. Впервые законодательно были определены правовые, экономические и организационные принципы поддержки со стороны государства малообеспеченных семей и одиноких граждан, пенсионного обеспечения и т.д.
Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях [44, c.61].
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.
Важную роль для развития системы социальной защиты в республике сыграл Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», установив качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и определив критерий для отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).
Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:
Ø прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;
Ø предоставление льгот бедным;
Ø социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.
Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.
Другое по теме:
Границы кредита
Граница кредита - предел, допустимая форма. Норма выдачи кредита. 1) Это предельная сумма задолженности банку по ссудам, установленная планом.2) Это граница ресурсов кредита, т.е. сумма ресурсов, в пределах которой можно предоставлять ссу ...
Инвестиционные цели и решения
Научный теоретический подход предполагает, что инвесторы рациональны и инвестируют средства с конкретной целью. Хотя это верно для профессиональных менеджеров, все-таки следует понимать, что не существует четкой границы между инвестициями ...
Функции
собственного капитала
Собственный капитал - это, во-первых, источник финансовых ресурсов для банка. Он незаменим на начальных этапах деятельности банка, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов, без которых банк просто не может начать свою дея ...
Сущность денег