Методики и способы оценки кредитоспособности юридических и физических лиц

Информация » Система оценки кредитоспособности клиентов банка » Методики и способы оценки кредитоспособности юридических и физических лиц

Страница 1

В банковской практике до сих пор практически не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности клиента. Основными причинами такого многообразия являются: различная степень доверия к количественным (поддающимся измерению) и качественным (поддающимся измерению с большим трудом, с высокой степенью допустимости) способам оценки факторов кредитоспособности; особенности индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практики оценки кредитоспособности; многообразие факторов, влияющих на уровень кредитоспособности. [15; 204]

Вместе с тем в мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности осуществления кредитной сделки. В своем историческом развитии способы определения кредитоспособности постоянно совершенствуются. Ключевыми этапами оценки кредитоспособности являются финансовый (количественный) анализ, когда рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, и нефинансовый анализ, основанный на использовании различных характеристик клиента: уровень менеджмента, надежность деловых партнеров, конкурентная среда, опыт работы на рынке, состав акционеров и др. Широкое развитие получила комбинация финансового и нефинансового анализов. [15; 204]

В различных странах применяются различные системы оценки кредитоспособности клиентов банка. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Наиболее распространенные системы оценки кредитоспособности клиента

«Правило пяти си» (США)

CAMPARI

(некоторые европейские банки)

COPF

(Германия)

CAMEL

(Мировой банк)

PARSER

(Англия)

C-character

(репутация заемщика)

C-capacity

(финансовые возможности)

C-capital

(капитал, имущество)

C-collateral

(обеспечение)

C-condition

(общие экономические условия)

C-character

(репутация заемщика)

A-ability

(способность к возврату кредита)

M-merge

(доходность кредитной операции)

P-purpose

(целевое назначение кредита)

A-amount

(размер кредита)

R-repayment

(условия погашения)

I-insurance (обеспечение)

C-competition

(конкуренция в отрасли)

O-organization

(организация деятельности)

P-personnel

(персонал, кадры)

F-finance

(финансы, доходы)

C-capital

(достаточность собственного капитала)

A-assets

(размер активов)

M-management

(качество менеджмента)

E-earning

(доходность)

L-liquidity

(ликвидность)

P-person

(репутация заемщика)

A-amount

(сумма кредита)

R-repayment

(возможности погашения)

S-security

(обеспечение)

E-expediency

(целесообразность кредита)

R-remuneration

(вознаграждение банку)

В американской практике применяется «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву «с»:

Характер заемщика (character). Под «характером» понимается репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Моральный фактор имеет самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные работники очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации, в первую очередь данные кредитных агентств (бюро).

Платежеспособность (capacity). Способность возвратить кредит – субъективное суждение о платежеспособности клиента на основе анализа истории развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Виды страховых услуг на первичном рынке недвижимости
На первичном рынке недвижимости основные предлагаемые страховыми компаниями услуги: страхование финансовых рисков в долевом строительстве; страхование при ипотечном кредитовании (включая страхование жизни, страхование ответственности, стр ...

Условия кредитования индивидуальных заемщиков
Под условиями кредитования обычно понимаются требования, предъявляемые к базовым элементам кредитования: субъектам, объектам, обеспечению. С целью рассмотрения данного вопроса целесообразно изучить порядок кредитования ссудозаемщиков учре ...

Проблемы развития рынка драгоценных металлов в России и пути их решения
Можно выделить основные причины, препятствующие развитию рынка драгоценных металлов: - несовершенство нормативно-правовой базы; - неразвитость отдельных сегментов вторичного рынка; - низкая ликвидность финансовых активов в металлах; - ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru