Рынок ценных бумаг России начал свое становление вскоре после
- Стремительные темпы формирования в процессе приватизации предприятий и трансформации отношений собственности;
- «неоформленность» в макроэкономическом смысле в качестве стабильного источника финансирования развития народного хозяйства, института коллективных сбережений и накоплений;
- неразвитость материальной базы, технологий торговли, торговой сети, инфраструктуры;
- раздробленная система государственного регулирования рынка, включая Центральный банк (контроль операций банков с ценными бумагами), ФКЦБ России с системой региональных представительств (общий контроль за соблюдением законодательства, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка и саморегулируемых организаций), Мингосимущество (контроль за государственной собственностью), Министерство финансов (контроль небанковских финансовых институтов). Отсутствует действенная система надзора государства и саморегулируемых организаций за деятельностью участников рынка на региональных вторичных рынках ценных бумаг;
- высокая степень всех рисков, связанных с ценными бумагами, из-за большой зависимости от значительного числа факторов (начиная от уровня инфляции и кончая слабой профессиональной квалификацией менеджеров предприятий-эмитентов);
- сравнительно небольшой объем операций, относительно невысокая ликвидность;
- разделение рынка на высоколиквидные (рынок «голубых фишек») и малоликвидные сегменты;
- развитие в довольно сложных экономических условиях, которые связаны с высокими темпами инфляции, финансовой нестабильностью, огромной взаимной задолженностью предприятий, спадом производства и дефицитом бюджетов всех уровней.
Отдельно следует остановиться на проблемах развития вторичного рынка ценных бумаг. Характерной особенностью является слабая активность вторичного рынка ценных бумаг, его неустойчивость и спекулятивный характер.
Развитие вторичного рынка ценных бумаг в России сдерживается прежде всего неразвитостью законодательной базы, недостаточно четко сформулированными правилами его функционирования. Действующие в настоящее время подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов.
Отсутствуют четкие критерии, которые бы позволили провести границу между ценными бумагами и их имитацией, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка, нередко отсутствуют и сами правила.
Вместе с тем относительная неразвитость вторичного рынка в большинстве регионов во многом объясняется недостаточной изученностью инвестиционного потенциала и отсутствием необходимой информации о перспективных эмитентах и их инвестиционных проектах. Операциями на корпоративном рынке ценных бумаг регионов до недавнего времени занимались в основном крупные инвестиционные компании, которые скупали акции наиболее перспективных местных предприятий с целью их последующей перепродажи по более высоким ценам. Такого рода операции не приводят к расширению рынка корпоративных ценных бумаг.
Другое по теме:
Понятие системы страхования вкладов физических лиц
Необходимость формирования системы страхования вкладов граждан в Российской Федерации впервые была предусмотрена Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", который предусмотрел одновременное со ...
Нормативно-правовая база оценки
Оценка деятельности персонала в системе Банка России проводится с 1993 г. (она начиналась с психологического тестирования служащих). Накоплен значительный опыт в Тюменской, Омской, Свердловской областях, в Национальном банке Республики ...
Эволюция требований к портрету руководителя за 150 летний период
существования банка
С 1 октября 2008 г Центральный банк РФ вводит требование обязательности соответствия законодательства РФ о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бума ...
Сущность денег