Корпоративные облигации

Информация » Рынок капитала и рынок ценных бумаг » Корпоративные облигации

Страница 3

Рисунок 5. Объем привлечения капитала через

IPO

У некоторых российских компаний имеется положительный опыт IPO в виде первичного размещения АДР на зару­бежных биржах, в том числе на NYSE: «ВымпелКом» — 100 млн долл. (ноябрь 1996 г.), МТС — 371 млн долл. (июнь 2000 г.), «Вимм-Билль-Данн» привлек 238 млн долл. (февраль 2002 г.). Однако IPO на зарубежных биржах не может рас­сматриваться в качестве рецепта для большинства российских компаний — это весьма затратная и длительная процеду­ра, которая по силам лишь весьма круп­ным компаниям, отличающимся прозрач­ностью, международным уровнем корпо­ративного управления и перспективами быстрого роста. Для большинства част­ных российских компаний наиболее удобным местом проведения IPO должен стать национальный фондовый рынок. Какие проблемы необходимо решить на этом пути?

Одна из проблем — сверхвысокая концентрация рыночного оборота. Сего­дня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 эмитентов. На остальные бумаги (а это почти 250 акций), торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. Отсутствие ликвидности по большинству бумаг и привычка инвесторов опериро­вать очень узким кругом акций обрекает вновь размещаемые акции на попадание в категорию «неликвидов».

Также проблемой является низкая доля акций эмитента, находящихся в свободном обращении (free float). По данным Boston Consulting Group (BCG), данный показатель в среднем по российскому рынку составляет 27%. Для сравнения: в странах с развитыми рын­ками этот показатель достигает 80-90%. Низкий free float снижает ликвид­ность торгов акциями и интерес инвес­торов к ним.

К IPO весьма редко прибегают зре­лые компании, в основном это новые быстрорастущие структуры различных отраслей, сформировавшиеся из вен­чурного бизнеса. К сожалению, в Рос­сии венчурный бизнес находится в за­чаточном состоянии, и, как следствие, потенциальных кандидатов на IPO среди быстрорастущих технологических компа­ний мало.

Кроме того, проведение IPO на рос­сийском рынке пока остается достаточно рискованным для эмитента. Причина за­ключается в трудности определить адекватную цену размещения из-за отсутствия рыночных котировок компаний-аналогов. Как следствие — значительный риск полу­чить заниженные котировки. Не способст­вует повышению спроса и неразвитость публичных механизмов размещения ак­ций среди частных инвесторов, непосред­ственно работающих на рынке (имеющих брокерские счета). На российском рынке их пока мало — не более 100 тыс. при 60 млн в Китае и 80 млн в США.

Существуют серьезные проблемы нормативного характера. Одна из них связана с необходимостью утверждения регулятором отчета об итогах размеще­ния ценных бумаг и приводит к разрыву между размещением и началом вторич­ных торгов длительностью не менее ме­сяца. Если для облигаций данная про­блема не столь критична (стоимость облигаций может измениться на не­сколько процентов), то для владельцев акций месячное «сидение на неликви­дах» может обернуться значительными убытками.

Оценивая перспективы IPO на рос­сийском рынке, необходимо ответить на два вопроса: какие компании придут на рынок с IPO и какие технологии размеще­ния наиболее перспективны на россий­ском рынке?

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Динамика развития страхового рынка РФ за 2005-2008 г
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 – 869 страховых организаций). В рамках отчетности 1-С "Сведения об основных показателях ...

Пенсионная система советского периода
В советское время становление пенсионной системы коренным образом отличалось от дореволюционных подходов: заботу о различных малообеспеченных и нетрудоспособных категориях населения государство полностью взяло на себя. Постепенно складыва ...

Международные дисконтные системы
Многие отечественные банки считают хорошим тоном предлагать своим клиентам карты ведущих мировых дисконтных систем. Иногда их выдают как бонусы при приобретении классических карточных продуктов, но чаще всего требуется доплатить определен ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru